Сайт Московской епархии
Ход строительства

От Великого поста до Пасхи!

    27 февраля начался Великий пост, и мы вступили в период особого духовного усилия, молитвы и сердечного сокрушения о содеянных грехах. В храмах Божиих службы стали дольше, читаются и поются покаянные песнопения.
    Приближается самый главный христианский праздник – Пасха Христова. Во многовековой церковной традиции издревле существует обычай грядущую радость праздника предварять периодом поста и воздержания, молитвы о прощении грехов. Так было еще в ветхозаветные времена. Манассия, царь иудейский, который жил за 700 лет до Рождества Христова, отменил религиозные законы своего отца, стал вероотступником и приносил детей в жертву языческим богам. За такие тяжелые согрешения Господь разгневался на Манассию, взял его в плен и весь народ его (2 Пар. 33,10-13). В плену царь Манассия глубоко сожалел о содеянном, раскаялся, и Бог, видя его глубокое покаяние, возвратил его на царство. В молитве Манассии, царя иудейского, когда он содержался в плену в Вавилоне, говорится: «Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение» (2 Пар. 36, 24). Надо осознать, что это мы находимся в плену греха, страсти и богоотступничества.
    В постное время обновления, устремляясь сердцем и умом к Духовному и Небесному, человек отлагает в сторону все земные пристрастия, ослабляет внимание к нуждам тела, ограничивая его в пище и развлечениях.
В первые дни Святого и Великого поста во всех храмах читается Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского, жившего в VII в., в котором через образы Ветхого и Нового заветов нам приводятся примеры борьбы со страстями и грехом. Время поста – это время раскаяния в грехах, а воздержание в пище – это средство, которое помогает нам с легкостью получить силы для духовного созидания. В пост душа очищается, а тело оздоравливается.
    Для верующего человека Великий пост – это не унылый период тяжелой диеты, а радостное время воздержания души, стремящейся достойно встретить Светлое Христово Воскресение. По многовековой сложившейся традиции пост, как нельзя лучше, соответствует нуждам современного человека, вечно спешащего и погруженного в нужды быстротекущей и 
изменчивой повседневности, не оставляющей даже секунды, чтобы заглянуть внутрь себя… А ведь целью Великого поста Святой Четыредесятницы было, есть и будет в крепости духовной и телесной, в ликовании достичь Пасхи Господней.
    День избавления евреев от египетского рабства – главный ветхозаветный праздник, который называется Пасхою. Слово «ПАСХА» означает «ПРОХОЖДЕНИЕ МИМО» или «ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ БЕДЫ» (Ангел-губитель прошел мимо домов, косяки дверей которых были помазаны кровью Пасхального агнца).
Каждый год, вечером этого дня, евреи закалывали и приготовляли  особым образом Пасхального агнца и ели его с пресным хлебом. Праздник продолжался семь дней. Пасхальный агнец или ягненок, кровью которого избавлены первенцы еврейские от смерти (первенцем назывался первый, т.е. старший сын в семье), прообразовал собою самого Спасителя – Господа нашего Иисуса Христа, Агнца Божия, который взял на себя грехи мира, кровью которого мы избавляемся от вечной погибели. Сама ветхозаветная еврейская Пасха была прообразом новозаветной Пасхи Христовой. Смерть прошла мимо жилищ евреев и они были освобождены от египетского рабства. В новозаветную Пасху – Воскресение Христово – ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ (ЖИЗНЬ) ДАРОВАВ, – воскресший Христос освободил нас от смерти и дал нам вечную жизнь.
Господь умер на кресте в день, когда принесли в жертву пасхального агнца и воскрес непосредственно после еврейской пасхи, поэтому Воскресение Христово празднуется Церковью всегда после еврейской Пасхи.
Чем больше Господь совершал чудес, тем более в веру обращалось людей, тем более росла ненависть и злоба первосвященников и начальников иудейских. Они давно искали возможность схватить Христа, но боялись народа, который Его любил и слушал.
Один из двенадцати учеников – Иуда, за малые деньги, 30 сребренников, предает учителя. В ночь перед предательством Спаситель с учениками  пошел  в Гефсиманский сад и, понимая, что скоро будет предан, горячо молился Отцу Своему Небесному. Иуда со слугами еврейских архиереев и воинами ночью пришел и поцеловал учителя, тем самым предавая Его.

Воины схватили Христа, связали, а ученики в страхе разбежались. Ближайший ученик Петр трижды отрекся от Христа, сказав, что не знает Этого Человека. Начался суд над Иисусом. Его допрашивали архиереи и священники, а их свидетели лгали и клеветали на Него. Первосвященник спросил Иисуса, правда ли, что Он – Христос, Сын Божий. Когда Христос ответил, что правда, то судьи сказали, что Он хулит Бога и за это должен умереть. Но Его не могли казнить без согласия римского правителя – Понтия Пилата. В пятницу утром к нему привели Христа и оклеветали, сказав, что Он хочет быть царем иудейским, смущает народ и запрещает платить подать римскому царю. Пилат не видел вины и хотел Его отпустить, но враги требовали казни. И Пилат, умыв руки, т.е. признав свою непричастность, согласился предать Христа смерти, но предупредил, что кровь Его ляжет на вас. С согласием отвечал народ еврейский: «Кровь Его на нас и на детях наших».  На допросах Иисуса били по щекам, смеялись над ним, плевали Ему в лицо, били бичами. На голову возложили венок с острыми шипами, а в руки дали трость, били ей по голове. Христос терпеливо и кротко, без ропота переносил все.
Спаситель был осужден на смерть через распятие на кресте. По еврейскому закону повешенный на древе считался проклятым. Таким образом, иудейские начальники хотели навеки опозорить и проклясть Иисуса Христа.
Такой страшной, мучительной и позорной казни предавали только злодеев – убийц, мятежников и преступных рабов. Римский гражданин никогда не мог быть распят на кресте. Римских граждан и знатных людей обычно казнили усекновением меча. Мучения распятого на кресте невозможно передать. Кроме нестерпимых болей распятый на кресте испытывал страшную жажду. Страдания усиливали палящее солнце, укусы мух, слепней и других насекомых. Медленная мучительная смерть наступала в течение нескольких дней. Даже палачи, люди обыкновенно жестокие, не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Такую кончину Господь  наш избрал для спасения нас и всего рода человеческого.
Осужденным на распятие полагалось самим нести свой крест, поэтому на плечи Спасителя возложили крест и через Судные Врата, переступая которые осужденный уже не мог быть помилован, повели за город на гору Голгофу. Среди народа, шедшего за Христом, было много женщин и детей, которые, видя невинные страдания, плакали и рыдали о нем. Господь сказал им: «Дочери иерусалимские! Не плачьте о Мне, но плачьте о себе и детях 
ваших…» Так Господь предсказал те ужасные бедствия, которые разразятся над Иерусалимом и народом еврейским.
Пилат приказал ко кресту прибить табличку с надписью, означавшей Его вину, написанной по-еврейски, гречески и римски: «Иисус Назорей Царь Иудейский».
Воины распяли Его между двумя разбойниками. Первосвященники, книжники и фарисеи издевались и насмехались над распятым, говоря: «Сойди с креста и мы уверуем в тебя», злословили и воины, один из разбойников сказал: «Если ты – Христос, спаси себя и нас». Другой разбойник был благоразумным, он обратился к Иисусу с молитвой: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое».
Во время страданий Спасителя произошло затмение солнца, которое наблюдали повсюду. Знаменитый философ, впоследствии первый Афинский епископ Дионисий Ареопагит, наблюдая эту тьму, сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается». Последними словами Спасителя на кресте были: «Свершилось» и «Отче! В руки Твои предаю дух мой», т.е. исполнилось обетование Божие, совершено Спасение Человеческого Рода.
Тело Спасителя сняли с креста и положили в новом гробе (пещере в скале) в котором никто не был положен и привалили огромный камень. Враги Христовы, очень боясь обещанного Воскресения, приложили печать и поставили у гроба стражу.
В воскресенье Господь Воскрес из мертвых. Воины, стоявшие на страже у гроба, от страха разбежались. Очень рано утром, на рассвете, как только закончилась суббота – день покоя, и начался новый день (воскресенье), жены-мироносицы, взявши ароматы, спешат ко гробу (вот почему крестный ход совершается рано утром), чтобы помазать тело любимого Учителя. Они спешат ко гробу, вокруг темнота, видят отваленный камень, трепещут от страха и в ужасе подходят ко гробу-пещере… Они видят Ангела, сидящего на камне, который спрашивает: «Что ищете живого с мертвыми? Его нет здесь, он воскрес». Они вошли во гроб и увидели другого Ангела, сидящего на месте, где был положен Господь, он говорит: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете распятого? Он воскрес, Его нет здесь». Они в трепете бегут к апостолам рассказать им.

В течение 40 дней по Воскресении Иисус Христос более 12 раз являлся Своим ученикам со многими доказательствами Воскресения и беседовал с ними о Царстве Божием.
Пасха Христова – Светлое Воскресение – самый величайший из всех праздников. Пасха – день, в который совершилось наше избавление от  вечной смерти. Крестный ход символизирует ход жен-мироносиц ко гробу Спасителя.
Начало утрени происходит перед закрытыми дверями храма, как у запечатанного гроба Господня. С пением пасхального тропаря народ Божий входит в храм. Царские врата не закрываются целую неделю, символизируя  открытые врата Царства Небесного и Небо на земле. В эти святые и радостные дни мы приветствуем друг друга всеобъемлющим Пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» и отвечаем: «Воистину Воскресе!» Всю неделю звонят колокола. На 50 дней – до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны.
Как самый главный христианский праздник Воскресение Христово празднуется каждый воскресный день недели.
В заключение.
От опустевшего гроба Христова свет Воскресения разлился по всему миру, утвердив жизнь и упразднив смерть. Каждый церковный праздник обретает смысл именно в свете Воскресения Господня. Для чего было Рождество, если Христос не воскрес? Если Христос не воскрес, то для чего страдали мученики? Для чего преподобные отрекались от мира?
Церковь зовет: «Просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти к Жизни и от земли к Небу Христос Бог нас приведет…» А кто из нас остановил свое внимание на таких словах: «В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим и они Его не приняли…» А ведь это говорится о Нем же, о Боге, о Господе нашем Иисусе Христе. Ад не может поглотить Его, а свои могут не принять? Может ли быть такое? Вспомним слова из Евангелия, читаемые на Страстной седмице, когда Господь сказал апостолам: «Один из вас предаст Меня»,  то «они весьма опечалились и начали спрашивать Его: «Не я ли, Господи?» (Мф. 26,21-22).  Ища возможности предать спросил и Иуда. Так и сегодня каждый должен спросить себя: «Не я ли, Господи?»

Приближается Пасха Христова и что же нас особенно радует? Песнопения? Убранство храма? Конец поста? Или мы радуемся только Господу, Который есть «первый и последний, Который был мертв и теперь жив» (Откр. 2,8)? Что мы желаем? Послабления для тела или наоборот – все претерпеть, чтобы возвеличился «Христос  в теле моем, жизнью ли то, или смертию» (Флп. 1,20) ?

Настоятель Никольского храма г. Мытищи
пос. Дружба протоиерей Георгий Болгарский