Сайт Московской епархии
Ход строительства

В семье демократии нет

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Светлый праздник, вошедший в нашу жизнь совсем недавно, имеет древнюю многовековую историю. И связана она с муромскими святыми Петром и Февронией, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.

Как рассказывает «Повесть о Петре и Февронии Муромских»,     благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. За несколько
лет до вступления на престол князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его
излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить
дочь рязанского крестьянина Феврония. Мудрая дева излечила князя и стала его супругой. Вместе им пришлось пережить многое – и ненависть со стороны бояр, не желавших признавать княгиней простую крестьянку, и смуту, и вынужденную ссылку из Мурома. Но Петр и Феврония сумели заслужить любовь горожан. Скончались они в один
день и час — 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года.

Святые были канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. До 1917 года день Петра и Февронии широко отмечался как день семьи и любви[2].В этот день было принято посещать храмы, где молодые люди в своих молитвах просили о любви, а люди постарше - о семейном согласии. День Петра и Февронии считался счастливым для заключения брака.

Свою вторую жизнь праздник получил в 2008 году. Идея его возрождения принадлежала супруге нынешнего президента Светлане Медведевой.

Пережив смутные времена, Россия вновь вспомнила о княжеской чете, покровительствующей семье и браку. Примеры крепких супружеских союзов, основанных на христианской морали, стали появляться по мере возрождения православной культуры.

В одной из таких семей побывал и «Мытищинский городовой». Знакомьтесь. Отец большого семейства (пятеро детей!) - настоятель храма Николая Чудотворца на Дружбе о. Георгий Болгарский.

«Родом я из творческой интеллигенции, - рассказывает отец Георгий. - Мой отец человек колоссального трудолюбия и целеустремленности. Возглавляет факультет дошкольного образования в Киевском педагогическом университете.

Папе было всего 3 месяца, когда дедушка ушел на войну в 41-м. Попал под Донецком в окружение, откуда уже не вернулся. До сих пор считается пропавшим без вести.

Бабушка вышла замуж во второй раз. Годы были тяжелые. И папе пришлось трудиться с раннего детства. А вскоре и баян взял в руки. Теперь он профессор музобразования в масштабах всей Украины. А мама преподает историю театра и костюма в театральном институте. В такой семье я и вырос.

- Отец Георгий, как вы стали священником?

- Закончив военно-инженерное училище, я был преуспевающим офицером. Но чем дальше я служил, тем больше у меня возникала потребность в духовных исканиях.

О том, что я из рода церковнослужителей, узнал после смерти дедушки, когда разбирал семейные архивы и рукописи. Оказалось, что мои предки несли приходское служение. Бабушка никогда об этом не рассказывала, отмалчивалась, проявляла осторожность. Священническая линия прервалась в 30-е годы, когда пришли ужасные годы безбожия

Прадед преподавал в Московской духовной академии, читал курсы богословских дисциплин. Я его не видел, он умер в 1917 году с диагнозом «не принял революции». По папиной линии священники были под Донецком. А родители мои встали уже на творческий путь.

 

Узнав, что он потомственный священник, отец Георгий уволился из армии и поступил в Московскую духовную семинарию. Одновременно начал помогать в храме Живоначальной Троицы в Болтино, затем во Владимирском храме. Свою церковную деятельность Георгий Болгарский начинал вместе с такими известными священниками, как Анатолий Проскурня, Евмений Лагутин, Дмитрий Оловянников – нынешний благочинный церквей Мытищинского округа.

 

- Я старался выполнять любую задачу как боевую, - продолжает отец Георгий. - Из Владимирского храма меня направили в Степаньково, а оттуда уж попал к отцу Анатолию помощником в Донской храм. С этого момента и началась наша с ним перловская летопись.

Это была середина 90-х годов. Трудные времена, особые. Служили в Перловке в частном домике на той стороне железной дороги. Встречались с бывшим нашим главой района Анатолием Константиновичем Астраховым. Говорили о том, что надо возрождать Донскую церковь. Первые богослужения проходили во временной палатке, которую мне помогли приобрести друзья по военной службе. Потом начали строить храм.

 

- Отец Георгий, а когда вы впервые о семье стали задумываться?

- На старших курсах военного училища. Меня собирались заслать в пески. Я понял, что нужен надежный тыл. Женился на 4 курсе и выпустился уже женатым. Эта задача общая и офицеров, и семинаристов. Жизненные условия нас дисциплинируют.

В Мытищи приехал по распределению уже с семьей. Жена Ксения из Киева, была учителем младших классов. Она тогда и не думала, что станет матушкой. Для нее это было потрясением. Но человек становится на любой путь, если Господь призывает. Ксения поначалу моих взглядов не разделяла, но и не противилась. Сынок у нас родился меньше чем через год, как приехали в Мытищи.

- А сколько детей вы с женой хотели родить?

Рождение малышей – дело непростое. А для женщины, которая хочет выглядеть в современном мире преуспевающей – дважды непростое. Это же полярные вещи - женщина-мать и преуспевающая женщина. Но пришлось совмещать. Пришлось бороться с косметикой, нецерковными одеждами.

Сейчас у нас трое сыновей и две дочери. Младшенькому, Николаю, уже восьмой месяц. А самому старшему, Георгию, – 22. Учится в Коломенской семинарии, но сначала закончил Суворовское училище. Для молодого человека это большой плюс: не свою волю творить, а делать то, что положено. Кровать – тумбочка - общий туалет. Вся жизнь в казарме. Порой кажется, что я лишил человека детства. Он же нигде не тусовался, не «зажигал». Но мой жизненный опыт подсказывал, что делаю правильно. Лишение псевдосвободы сохраняет человека для дальнейшего служения.

Не предлагать неполезного – такой путь я выбрал и предложил поступить в семинарию. Сейчас он учится на 4-м курсе Коломенской духовной семинарии. Митрополит о ней радеет, она – кузница кадров Московской епархии. Я очень доволен. Церковный путь и армейский путь – это как два крыла. Служение Отечеству и служение Богу – проявление одного и того же служения.

- Отец Георгий, расскажите об укладе вашей семьи?

На самом деле уклад семьи не может быть разным. Семья - это как любой прибор, который не будет работать без составляющих. Принципы семьи неизменны.

В семье не должно быть демократии. Она строится на единоначалии, взаимопонимании, иерархии. Господь сотворил Адама, увидел, что ему нехорошо одному и сотворил ему помощницу – жену. Задача женщины – заботиться и помогать мужчине. Когда женщина берет на себя мужские функции, семья вырождается. И мы это сегодня видим.

Современный мужчина не хочет нести ответственность за семью и детей. Мужчина хочет спокойствия, а женщина – власти. Поэтому наши браки терпят такую деформацию. У нас процветают незарегистрированные браки, какое-то поверхностное отношение друг к другу и детям.

Я считаю, что мужчина – это пастырь, идеолог, который за все в ответе. А женщина должна помогать. Она рождает детей, кормит их. Но потом мужчина берет этих детей на руки и наставляет по мере подрастания. Весь жизненный путь деток лежит на отце.

 

- Какой же должна быть настоящая семья?

Вспомните первобытно-общинный уклад. Мужчина был добытчиком, уходил на охоту, должен был приносить пропитание. А женщина поддерживала очаг. Она и сегодня должна хранить семейный очаг и быть источником мира и взаимопонимания, любви и заботы.

Таковы основы православной семьи. Эти идеи должны стать достоянием ТВ- программ и СМИ, достоянием нашей молодежи. Но против нас, россиян, идет необъявленная война. Нас уничтожают идеологически, разрушают изнутри. Вот в женской консультации вам говорят: «Ребенок должен быть желанным. Вы соберитесь с мыслями: ремонт не сделан, зарплаты маленькие, нужен ли вам ребенок? Я же, как священник, спрашиваю: «Когда вы создавали семью, разве не подразумевалось рождение ребенка?»

Смотрю на молодых женщин, которые ездят в дорогих автомобилях. Покуривают тонкие сигаретки. А это «барби» - у них все пластмассовое, они предназначены для игры.

Женщина должен иметь образ благородный, достойный, благочестивый - высокий образ. Такую берут в жены. Которая любит, заботится и способна отдавать тепло. Женщина должна пристойно одеваться. Чем больше достоинства, тем длиннее одежда.

И наша задача, как родителей, найти разумное сочетание между образом внешним и внутренним. Так сказать, формировать личность духовно полноценную, со своим собственным мнением. Православный человек всегда был символом внутренней гармонии. Мы должны свято хранить традиции.

 

- Отец Георгий, много ли у нас семей православных?

- Такие семьи сегодня есть. Множество хороших семей, многодетных. Количество деток – это идеология. Один губернатор снял хороший ролик, прославляющий семью, – рождаемость в губернии увеличилась. Я думаю, что если ввести цензуру на телевидении, дать поддержку семьям, идеологическое осмысление жизни – не ради материальных благ, то быстро все начнет возрождаться.

Если не будет у нас нравственности, дни наши сочтены. Не умножит Господь наши дни. А если будем жить благочестиво, деток воспитывать хорошо: учить их порядочности, нравственности, не идти на поводу «валентинок» всяких – все наладится.

Благочестие в обществе должно насаждаться с детства. Для этого должна быть семья, а у семьи – государственная поддержка. Развитая Европа живет в однополных браках, детей рождают турки и мусульмане. Наша задача сегодня «не пить из лужи» ни кока-колу, ни пепси-колу, а пить из родничка святую воду.

Праздник семьи, любви и верности, который отмечается в день памяти православных святых Петра и Февронии Муромских, – попытка противостоять страшной идеологии вседозволенности, которая на нас надвигается из Европы. И я это говорю как потомственный священник.

 

После службы у храма настоятеля ждала жена Ксения. На руках – маленький Николенька. Увидев отца, малыш протягивает к нему ручки. Отец Георгий расплывается в счастливой улыбке. Глядя на них, понимаешь: такой и должна быть настоящая семья.

 

 

 

Надежда Алексеева