Сайт Московской епархии
Ход строительства

Сбережение энергии


Статья опубликована в журнале National Geographic в марте 2009 г., автор Питер Миллер.


Последние исследования вызывают нешуточную тревогу. Похоже, Земля нагревается даже быстрее, чем предсказывалось несколько лет назад. С 1990 года на 30 процентов увеличился объем выбросов углекислого газа, который, задерживая тепло в атмосфере, вызывает парниковый эффект. Одно из ближайших возможных последствий — исчезновение льдов Гренландии и Западной Антарктики. Можем ли что-то в такой ситуации сделать мы с вами — не ученые, не политики, не владельцы заводов, а обычные люди?
Исследователи бьют тревогу и призывают уже сейчас сократить выбросы СО2 на 80 процентов, а к 2050 году — на все 100. Сумеем ли мы настолько урезать свои потребности?
Средняя американская семья производит около 70 килограммов СО2 в день, совершая самые обычные действия, например, включая кондиционер или управляя автомобилем. Это вдвое больше, чем в Европе, и почти в пять раз превышает среднемировой уровень. Но вот одна такая среднеамериканская семья решила поставить на себе эксперимент, резко ограничив свои потребности. Этой семье были мы: я и моя жена Пи Джей.
В течение месяца мы скрупулезно, словно подсчитывая калории при строгой диете, отслеживали, сколько углекислого газа поступает в атмосферу по вине нашей ячейки общества. Мы решили добиваться того, чтобы в день выбрасывать в атмосферу на 80 процентов меньше СО2, чем средний американец, то есть всего 14 килограммов.
Мы начали эксперимент в июльский день, не по сезону прохладный для Северной Виргинии. Погода изменилась еще ночью, и я открыл окно, чтобы впустить в спальню прохладный ветерок. Мы привыкли сутки напролет держать кондиционер включенным, и я даже как-то позабыл, что окна вообще открываются. В пять утра нас разбудил веселый щебет птиц. Взошло солнце — и наш эксперимент начался.
Сначала надо было придумать, как перевести повседневную деятельность в килограммы углекислого газа. Пи Джей вызвалась снимать каждое утро показания электросчетчика и следить за одометром нашей машина Мазда. Я тем временем записывал пробег нашей Хонды и показания газового счетчика.
Собранные цифры мы старательно переводили, узнав, что один литр бензина выбрасывает в атмосферу аж 2.34 килограмма СО2 — а мы-то на целый день наметили всего 14! Киловатт-час электричества равняется 0.7 килограмма углекислого газа. При сожжении каждого кубометра природного газа выделяется почти два килограмма СО2.
У большинства семей один только нагреватель воды поглощает 12 процентов всей электроэнергии, расходуемой в доме. Я собирался, в соответствии с рекомендациями экспертов, установить температуру нагревателя на 49 градусов Цельсия. Однако на шкале нашего прибора было лишь два обозначения: горячо и тепло. Преисполненный оптимизма, я установил переключатель на тепло. Но вскоре вернул рычажок обратно: вода оказалась слишком прохладной. Тогда мы решили, что надо постараться экономить электроэнергию как-нибудь без ущерба для здоровья.
На второй неделе эксперимента нам оказал помощь специалист «врачеватель домов» Эд Минч. Мы попросили его провести «энергетический аудит» нашего дома на предмет упущенных нами утечек, которые легко можно было бы устранить.
Приборы показали, что в нашем доме энергопротечек на 50 процентов больше, чем должно быть! Одна из причин этого узкая прямоугольная щель, по неведомой причине оставленная строителями в фундаменте. Сквозь щель в подвал даже налетела листва. Теперь первым делом надо было заделать дыру — ведь на отопление уходит до половины всей энергии, потребляемой домом, а на охлаждение — до одной десятой. Однако щелью в подвале проблемы не исчерпывались: воздух проходил и через чулан на втором этаже.
Что же касается холодильника, стиральной машины, посудомойки и других бытовых приборов, то на них порой уходит половина всех денег. Электроприборы, находящиеся в «спящем» режиме, подобно вампирам, могут высасывать до 8 процентов всего потребляемого в доме электричества.
К концу июля мы с Пи Джей наконец-то приспособились к новому образу жизни. Мы ходили в бассейн пешком, в воскресенье утром ездили на рынок на велосипедах, дотемна сидели на улице, беседуя под аккомпанемент цикад. Я по возможности старался работать дома, а если приходилось выезжать по делам, пользовался автобусом или метро. Даже когда стало жарко и влажно, как это обычно бывает в Виргинии в июле, мы не испытывали дискомфорта — во многом благодаря большущему вентилятору, который прикрепили к потолку в спальне в конце июня.
И вот, когда 1 августа мы подвели итоги, оказалось, что все получилось совсем неплохо. По сравнению с июлем прошлого года мы снизили потребление электроэнергии на 70 процентов, природного газа на 40 процентов, а пробег наших машин составил половину от среднего результата по США.
Получилось, что в среднем мы производили 32 килограмма СО2 в день пусть это вдвое больше того, к чему мы стремились, но все-таки вдвое меньше, чем в среднем по стране. Я считал эти результаты вполне обнадеживающими — пока не прибавил к ним выбросы самолета, на котором мы летали в Орегон и обратно. Я не ожидал, признаться, что современный, заполненный до отказа самолет производит столько углекислого газа из расчета на одного пассажира. Перелеты обошлись нам в 1135 килограммов СО2, более чем вдвое увеличив средний показатель — с 32 килограммов день до 68. В пять раз больше того, чего мы хотели достичь!
Получив счет за электроэнергию за июль, мы обнаружили, что благодаря усилиям нашей наша семья сумела сэкономить 190 долларов!
Конечно, мы можем сделать еще больше. Мы можем заключить с энергетической компанией договор о поставке электричества с ближайшей ветряной электростанции. Мы можем приобретать продукты местного производства вместо зимних фруктов из Чили. Мы можем вступить в группу сторонников сокращения выбросов углекислого газа.
Большая часть углекислого газа образуется при потреблении энергии зданиями, транспортом и промышленностью. Торговые центры, склады, офисы, частные дома ответственны за 38 процентов всех выбросов страны, главным образом из-за потребления электричества. Однако и это потребление можно сократить, одновременно неплохо сэкономив на оплате счетов.
Второй после зданий источник выбросов СО2 (34 процента) — транспорт. Одна из главных причин состоит в том, что новые пригороды забираются все дальше и дальше в сельскую местность, и живущим там людям волей-неволей приходится ежедневно проводить в машинах по нескольку часов. Поэтому исследователи говорят, что в ближайшие 50 лет объем парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу автомобилями, может увеличиться на 80 процентов, и просто необходимо найти способ облегчить выбор в пользу автобуса, метро и велосипеда.
Третий крупнейший источник углекислого газа — промышленность. Некоторые компании даже не ведут подсчет выбрасываемого ими углекислого газа. В целом руководство фабрик и заводов не расположено вкладывать деньги в энергоэффективность. Даже тогда, когда советы экспертов не предусматривают вообще никаких расходов (например, предложение выключить вентиляцию в помещениях, где никого нет), к ним прислушиваются менее чем в половине случаев.
Затормозить рост выбросов СО2 в планетарном масштабе еще сложнее. Необходимо сосредоточиться на улучшении теплоизоляции зданий, повышении эффективности освещения офисов, сокращения расхода топлива автомобилями, внедрении более продвинутых технологий в промышленности. В таком случае реально снизить темпы роста выбросов вдвое.
Но это лишь полдела. Чтобы полностью предотвратить глобальную катастрофу, мы должны как можно быстрее переориентироваться на возобновляемые источники энергии ветер, солнце, геотермальную энергию, биотопливо.
Нужно прекратить уничтожение лесов, которое также способствует выбросу парниковых газов в атмосферу. Следует разработать технологии, позволяющие связывать и захоранивать углекислый газ, производимый уже существующими электростанциями. С помощью энергоэффективности можно выиграть время возможно, до 20 лет, - за которое необходимо придумать, как полностью убрать СО2 из «диеты» нашего мира.
А пока Швеция начала строить СО2 -нейтральные дома, Германия — окупающиеся солнечные электростанции, Япония — автомобили с эффективным расходом топлива, в Нидерландах улицы процветающих городов заполнены велосипедистами.
Это движение начинается с малого — стоит лишь поменять лампочку, открыть окно, прогуляться до автобусной остановки или съездить на велосипеде на почту. Мы занимаемся этим всего месяц, но я начал замечать, что низкоуглекислая диета уже превращается у нас в привычку.
А ваша семья готова провести подобный эксперимент?  Пишите — письма с самыми интересными результатами  будут опубликованы.

Подробности - на сайте www.national-geographic.ru