Сайт Московской епархии
Ход строительства

К СЛОВУ О ПАСХЕ. История Пасхи

И да будет вам день сей памятен
и празднуйте в оный праздник Господу, во (все) роды ваши;
 как установление вечное празднуйте его (Исх.12:14)
 – это Пасха Господня (Исх.12:11).


История Пасхи уходит своими корнями далеко в ветхозаветные времена и приурочивается к 1609 году до Р.Х., когда еврейский народ по обетованию Господа и милостью Его, получил избавление от египетского рабства.
Слово Пасха происходит от еврейского «Пасах» (перешёл) и потому на русском означает «прехождение», «пришествие» или «избавление» и была приказана иудейскому народу через Моисея, Самим Богом (Исх. 12) и отправлялась по строгому определённому последованию: каждому семейству в 10-й день первого месяца должно было взять агнца однолетнего мужского пола и в 14-й день к вечеру заколоть его, и целого с головою и ногами и всеми внутренностями испечь, не ломавши у него костей; при захождении солнца этого же дня (Втр. 16:6) необходимо было есть его с пресным хлебом и горькими травами (Исх.12:8; Числ. 9:11) не сокрушая костей; опоясавшись и обувшись, с посохами в руках, как бы дорожные они были люди – это Пасха Господня (Исх.12:11). Всё, что останется от агнца, нельзя было ничего оставлять до утра, а необходимо было сжечь. С вечера этого 14-го дня первого месяца (ниссана), необходимо было семь дней есть опресноки, то есть, до вечера 21-го дня (Исх. 12:18).
В тот день, когда иудеи первый раз праздновали Пасху, они должны были помазать кровью агнца косяки и перекладины дверей. Эта кровь являлась знамением на домах, мимо которых прошёл Господь и не погубил никого из еврейских семей, а только из египетских, поразив всякого первенца от человека до скота (Исх. 12:12). В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской (Исх. 12:51).
Такое празднование Пасхи установленное Законом, иудеи отправляли от самого выхода своего из Египта до распятия Христа Спасителя миру, также и при самом распятии, как видно из Священного Писания (Ин. 18:28). И до сегодняшнего дня, пишет священник Василий Перов, продолжают они выполнять ветхозаветные постановления и отправлять Пасху по Закону, в упорстве своём не приняв пришествия в мир Истинного Мессии – Христа Спасителя.
Когда же Христос Спаситель явился в мир для утверждения Нового Закона, то, Своим пришествием Он установил и благодатное воссоздание твари, и прекращение всех иудейских обрядов, которые являлись прообразованием Его спасительных дел.
При жизни Своей на земле, Христос Спаситель был неукоснительным исполнителем Моисеева Закона, ходя вместе с родителями в Иерусалим для праздника Пасхи (Лк. 2:41)