Миссионерский отдел Московской епархии
Ход строительства

Любовь без брака?

Любовь  без брака?
 
 Ответ Т. Д. Болгарской на письмо  Татьяны Х. о гражданском браке.


    Дорогая Татьяна, очень хорошо, что Вы написали это искреннее, эмоциональное письмо. У нас есть повод поговорить о чрезвычайно важных вещах, актуальных для  многих девушек, спешащих начать  самостоятельную  жизнь и  идти «именно собственным путём».
  Сразу заметим, путь ваш не будет совершенно самостоятельным и  неповторимым, поскольку от праматери нашей Евы многие поколения девушек, размышляя о будущем,  испробовали все возможные пути, оплачивая свои эксперименты жизнью, доказав, что  пожалуй все-таки  лучшим для максимальной реализации женщины есть путь супружества и деторождения. Впрочем, я знаю, что современные девушки думают  чаще всего иначе.
    Вы свободный человек, живущий в свободной стране.  Любят у нас повторять эти слова. Но кто освободит нас от обязанностей перед обществом, родителями, коллегами по работе, вузом, где вы учитесь, любимыми и близкими. Так что призрачна, в сущности, наша свобода. Разве что свобода выбора: Бог – безбожие, добро-зло, свет- тьма. Закон- беззаконие, тело-душа,  хочу – надо, желание – долг. Чаще конечно, побеждает тело и его голос для нас слышнее. Такова наша природа. И что любопытно, наш ум, как верный слуга плоти, талантливо и находчиво предлагает нам обоснования правоты наших желаний, заглушая голос  совести.  Я понимаю, как трудно молодой девушке  найти себя в мире, где  начисто выведены из обихода слова долг, совесть, стыд скромность…
    Нас учат хотеть, нам внушают, что мы должны  хотеть, неважно, что, главное хотеть и следовать своим желаниям, осуществлять их, не раздумывая. Недавно в вагонах метро  была  расклеена рекламка: бутылка шампанского и вылетающая с брызгами пробка с призывом: «Дай волю чувствам!» Выразительно и поучительно. Приучившись хотеть, мы оправдываемся: если очень хочется,  но нельзя… значит можно. А если уж очень замуж невтерпеж, тогда гражданский брак, не  совсем замуж, а понарошку, как бы.
    Вы правы, Татьяна, сейчас принято относиться к свободным отношениям спокойно, заодно и к  убийству нерожденных младенцев, однополым бракам, смертности, превышающей рождаемость, наркомании среди детей, не говоря о взрослых, поголовно больной молодежи, когда некого брать в армию. По-вашему это нормально, это нравственно? Сошлетесь на социальные причины? Разумеется, но разруха начинается в голове, точнее в сердце у нас.  Если  повреждена нравственность, если  нарушены законы,  вечные и неименные законы бытия, тогда всё  перечисленное и многое другое становится следствием.
    Сам же гражданский брак существовал еще в Древнем Риме (конкубинат), в христианские времена  как явление достаточно редкое, всегда был порицаем, а женщина стояла фактически вне закона. В ХУ1 веке  для оформления браков супругов разных вероисповеданий гражданский брак  был разрешен и законодательно оформлял имущественные отношения супругов.  В 60-х годах Х1Х века идею гражданских браков и «женской свободы» развивали революционеры - демократы и социалисты.   Драматург Н.Чернявский написал пьесу «Гражданский брак», гремевшую в театрах Москвы, Петербурга и Киева, вызвавшую бурную полемику сторонников и противников женского равноправия и права на самостоятельную жизнь. Ведь  женщина тогда не имела личного паспорта, она вписывалась в паспорт отцу или мужу. Печальная судьба девушки, набравшейся прогрессивных идей и  решившей строить личную жизнь по-новому. Покинутая любовником, она, больная чахоткой, возвращается  к опозоренному, убитому горем отцу.  Обращаясь к своему совратителю, умирая, она говорит: « И зачем вы все
стараетесь отнять у русской женщины религию  и семью и, толкая её на путь падения, говорите, что это широкий и славный путь труда и свободы?»
    Название гражданский брак тогда не прижилось, а называлось сожительством и считалось предосудительным до захвата власти большевиками, пытавшимися отменить вообще все гражданские институты. В  настоящее время гражданским браком считается совместное проживание, без каких бы то ни было  взаимных обязательств. Поэтому о браке, в сущности, тут и речи нет, поскольку мы, заключая брак, обязуемся пред Богом и людьми любить, быть верными, хранить домашний очаг, заботиться о наших общих будущих детях, ради которых, собственно, и заключается союз. 
    Видно, ещё впереди у вас это откровение  зарождения новой жизни в себе, ошеломляющее осознание сопричастности, соавторства с Всевышним в создании новой жизни. И  благодарность, и новые грани  любви к  этой тайне внутри тебя, и к мужу, и ко всему миру. Воистину это чудо великое дети!  В старину не иметь детей было великим горем и позором, поводом для насмешек и общественного презрения.  К материнству готовили маленьких девочек  с младенчества, приучая к мысли, что смысл женской жизни в материнстве. Сейчас как-то и неловко говорить об этом с современной женщиной, но природу не обманешь и женская биология,  и женская психология упрямо твердят нам и требуют  от нас  одного. Не социального служения, не карьеры,  не бизнеспроцветания, а исполнения святого женского призвания – рождать и воспитывать детей, за которых не будет стыдно ни перед Богом, ни  перед людьми.
    Гражданский брак вовсе не  приспособлен для этой миссии. По-моему, это хитрая выдумка  коварных мужчин, не желающих брать на себя ответственность за жену и детей. Это что-то вроде индульгенции на право свободы. В самом деле, это так удобно, быть как бы женатым, а в анкете писать «холост».  Женщина же в гражданском браке, считает, как правило,  себя замужней и в результате оказывается заложницей. Гражданские браки, длящиеся самотеком,  редко бывают долговечными, (впрочем, исключения всегда возможны). В бездетный период сознание свободы растлевает  и провоцирует, затем стаёт залогом угрозы неполноценности семьи и сиротства детей при живых родителях.
    Не покупайтесь на слова о проверке чувств на прочность. Наши чувства весьма динамичны даже в течение дня, месяца, тем более,  после прожитых лет. Чувства не наблюдайте в себе, а контролируйте, управляйте ими. Помните народную пословицу: « Дай сердцу волю, заведет в неволю».  В древней  восточной традиции, откуда и пришло к нам христианство, чувства  значили не так много, как  на западе. Японцы до сих пор противопоставляют нам своё понимание любви в браке: « Вы женитесь, потому, что любите, а мы любим, потому что женаты». Для них любовь это волевой акт. Странно, правда?
    ВЫ ВЕРИТЕ В БОГА, а  заповеди  ЕГО знаете?  Тогда придется принять их, помня, что время не властно изменить  в них ни одну букву, ибо написаны они Самим Богом. Вот вам и ответ. Нравственно то, что соответствует  заповедям. Не  станем лукавить, при своей гениальной лаконичности и простоте, исполнение их  всей своей жизнью, особенно в наше время, можно  приравнять к подвигу.
    Старинная русская пословица предупреждает:   «Не так живи, как хочется, а как Бог велит». Вы  снова спрашиваете: почему? Помните, как в сказке: прямо пойдешь… направо пойдешь… налево пойдешь. … Господь указывает куда идти, даёт Закон верного пути к спасению души, хотя и  другие пути возможны – ведь у вас всегда есть право выбора, но те, другие пути, и будут скаканьем по разным кривым тропинкам, ведущим в непроходимую чащу или  бездонную пропасть греха.
    Итак, я думаю, что гражданский брак есть удобная ниша для безответственных и незрелых мужчин, ловушка для  женщин и бомба замедленного действия для детей.

    Надеюсь,  Вам было интересно узнать, что думает о гражданском браке  ваша тезка с более чем сорокалетним стажем супружеской жизни, мать взрослых детей  и бабушка шестерых внуков, к тому же вполне состоявшаяся социально. Чего и вам желаю.