Любовь без брака?
Ответ Т. Д. Болгарской на письмо Татьяны Х. о гражданском браке.
Дорогая Татьяна, очень хорошо, что Вы написали это искреннее, эмоциональное письмо. У нас есть повод поговорить о чрезвычайно важных вещах, актуальных для многих девушек, спешащих начать самостоятельную жизнь и идти «именно собственным путём».
Сразу заметим, путь ваш не будет совершенно самостоятельным и неповторимым, поскольку от праматери нашей Евы многие поколения девушек, размышляя о будущем, испробовали все возможные пути, оплачивая свои эксперименты жизнью, доказав, что пожалуй все-таки лучшим для максимальной реализации женщины есть путь супружества и деторождения. Впрочем, я знаю, что современные девушки думают чаще всего иначе.
Вы свободный человек, живущий в свободной стране. Любят у нас повторять эти слова. Но кто освободит нас от обязанностей перед обществом, родителями, коллегами по работе, вузом, где вы учитесь, любимыми и близкими. Так что призрачна, в сущности, наша свобода. Разве что свобода выбора: Бог – безбожие, добро-зло, свет- тьма. Закон- беззаконие, тело-душа, хочу – надо, желание – долг. Чаще конечно, побеждает тело и его голос для нас слышнее. Такова наша природа. И что любопытно, наш ум, как верный слуга плоти, талантливо и находчиво предлагает нам обоснования правоты наших желаний, заглушая голос совести. Я понимаю, как трудно молодой девушке найти себя в мире, где начисто выведены из обихода слова долг, совесть, стыд скромность…
Нас учат хотеть, нам внушают, что мы должны хотеть, неважно, что, главное хотеть и следовать своим желаниям, осуществлять их, не раздумывая. Недавно в вагонах метро была расклеена рекламка: бутылка шампанского и вылетающая с брызгами пробка с призывом: «Дай волю чувствам!» Выразительно и поучительно. Приучившись хотеть, мы оправдываемся: если очень хочется, но нельзя… значит можно. А если уж очень замуж невтерпеж, тогда гражданский брак, не совсем замуж, а понарошку, как бы.
Вы правы, Татьяна, сейчас принято относиться к свободным отношениям спокойно, заодно и к убийству нерожденных младенцев, однополым бракам, смертности, превышающей рождаемость, наркомании среди детей, не говоря о взрослых, поголовно больной молодежи, когда некого брать в армию. По-вашему это нормально, это нравственно? Сошлетесь на социальные причины? Разумеется, но разруха начинается в голове, точнее в сердце у нас. Если повреждена нравственность, если нарушены законы, вечные и неименные законы бытия, тогда всё перечисленное и многое другое становится следствием.
Сам же гражданский брак существовал еще в Древнем Риме (конкубинат), в христианские времена как явление достаточно редкое, всегда был порицаем, а женщина стояла фактически вне закона. В ХУ1 веке для оформления браков супругов разных вероисповеданий гражданский брак был разрешен и законодательно оформлял имущественные отношения супругов. В 60-х годах Х1Х века идею гражданских браков и «женской свободы» развивали революционеры - демократы и социалисты. Драматург Н.Чернявский написал пьесу «Гражданский брак», гремевшую в театрах Москвы, Петербурга и Киева, вызвавшую бурную полемику сторонников и противников женского равноправия и права на самостоятельную жизнь. Ведь женщина тогда не имела личного паспорта, она вписывалась в паспорт отцу или мужу. Печальная судьба девушки, набравшейся прогрессивных идей и решившей строить личную жизнь по-новому. Покинутая любовником, она, больная чахоткой, возвращается к опозоренному, убитому горем отцу. Обращаясь к своему совратителю, умирая, она говорит: « И зачем вы все
стараетесь отнять у русской женщины религию и семью и, толкая её на путь падения, говорите, что это широкий и славный путь труда и свободы?»
Название гражданский брак тогда не прижилось, а называлось сожительством и считалось предосудительным до захвата власти большевиками, пытавшимися отменить вообще все гражданские институты. В настоящее время гражданским браком считается совместное проживание, без каких бы то ни было взаимных обязательств. Поэтому о браке, в сущности, тут и речи нет, поскольку мы, заключая брак, обязуемся пред Богом и людьми любить, быть верными, хранить домашний очаг, заботиться о наших общих будущих детях, ради которых, собственно, и заключается союз.
Видно, ещё впереди у вас это откровение зарождения новой жизни в себе, ошеломляющее осознание сопричастности, соавторства с Всевышним в создании новой жизни. И благодарность, и новые грани любви к этой тайне внутри тебя, и к мужу, и ко всему миру. Воистину это чудо великое дети! В старину не иметь детей было великим горем и позором, поводом для насмешек и общественного презрения. К материнству готовили маленьких девочек с младенчества, приучая к мысли, что смысл женской жизни в материнстве. Сейчас как-то и неловко говорить об этом с современной женщиной, но природу не обманешь и женская биология, и женская психология упрямо твердят нам и требуют от нас одного. Не социального служения, не карьеры, не бизнеспроцветания, а исполнения святого женского призвания – рождать и воспитывать детей, за которых не будет стыдно ни перед Богом, ни перед людьми.
Гражданский брак вовсе не приспособлен для этой миссии. По-моему, это хитрая выдумка коварных мужчин, не желающих брать на себя ответственность за жену и детей. Это что-то вроде индульгенции на право свободы. В самом деле, это так удобно, быть как бы женатым, а в анкете писать «холост». Женщина же в гражданском браке, считает, как правило, себя замужней и в результате оказывается заложницей. Гражданские браки, длящиеся самотеком, редко бывают долговечными, (впрочем, исключения всегда возможны). В бездетный период сознание свободы растлевает и провоцирует, затем стаёт залогом угрозы неполноценности семьи и сиротства детей при живых родителях.
Не покупайтесь на слова о проверке чувств на прочность. Наши чувства весьма динамичны даже в течение дня, месяца, тем более, после прожитых лет. Чувства не наблюдайте в себе, а контролируйте, управляйте ими. Помните народную пословицу: « Дай сердцу волю, заведет в неволю». В древней восточной традиции, откуда и пришло к нам христианство, чувства значили не так много, как на западе. Японцы до сих пор противопоставляют нам своё понимание любви в браке: « Вы женитесь, потому, что любите, а мы любим, потому что женаты». Для них любовь это волевой акт. Странно, правда?
ВЫ ВЕРИТЕ В БОГА, а заповеди ЕГО знаете? Тогда придется принять их, помня, что время не властно изменить в них ни одну букву, ибо написаны они Самим Богом. Вот вам и ответ. Нравственно то, что соответствует заповедям. Не станем лукавить, при своей гениальной лаконичности и простоте, исполнение их всей своей жизнью, особенно в наше время, можно приравнять к подвигу.
Старинная русская пословица предупреждает: «Не так живи, как хочется, а как Бог велит». Вы снова спрашиваете: почему? Помните, как в сказке: прямо пойдешь… направо пойдешь… налево пойдешь. … Господь указывает куда идти, даёт Закон верного пути к спасению души, хотя и другие пути возможны – ведь у вас всегда есть право выбора, но те, другие пути, и будут скаканьем по разным кривым тропинкам, ведущим в непроходимую чащу или бездонную пропасть греха.
Итак, я думаю, что гражданский брак есть удобная ниша для безответственных и незрелых мужчин, ловушка для женщин и бомба замедленного действия для детей.
Надеюсь, Вам было интересно узнать, что думает о гражданском браке ваша тезка с более чем сорокалетним стажем супружеской жизни, мать взрослых детей и бабушка шестерых внуков, к тому же вполне состоявшаяся социально. Чего и вам желаю.