Сайт Московской епархии
Ход строительства

Паломничество клироса на Святую Землю

Все семь дней пребывания были тщательно продуманы и с любовью организованы людьми, которые хорошо знают святые места. Это наш вдохновитель и руководитель хора Елена Алексеевна Краснопевцева и её давняя знакомая, профессиональный гид по Святой Земле Елена Лимонова. Духовно окормлял наше паломничество брат настоятеля нашего храма о. Димитрий Болгарский, что для всех нас стало ещё одним поводом для вдохновения и радости, потому что о. Димитрий не только проникновенный священник, но и регент с огромным опытом преподавательской деятельности, готовый с радостью делиться своими знаниями. С ним у нас был запланирован мастер-класс.

Общий план поездки был намечен заранее, но только в общих чертах. Маршрут каждого предстоящего дня составлялся непосредственно на месте накануне вечером и корректировался утром в соответствии с нашими возможностями и пожеланиями. В этом состояло главное отличие нашего паломничества. У нас была своеобразная «двусторонняя связь» со Святой Землёй. Если хотели попасть куда-то ещё раз, мы всегда могли это сделать.

Лично я впервые оказался в абсолютно новом для себя измерении жизни, что течёт на Востоке. Широко открытыми глазами я смотрел на колыбель христианской цивилизации. Меня трогало уже то, что моё мировоззрение имеет свои корни именно здесь! Получится ли у меня их разглядеть?! Да и те, кто бывал здесь ранее, отмечали для себя новизну и необычность нашего паломничества благодаря его устроению. Но самым сложным бывает раскрыть не столько глаза, сколько душу. Наверное поэтому, самым сложным бывает найти баланс между Земным и Небесным, комфортом быта и благодатью. И наши организаторы стремились к нахождению этого баланса.

В первый день по пути из аэропорта в Иерусалим мы остановились в городе Лидда, где находится могила св. Георгия Победоносца. До сих пор в душе живёт удивление – как же на Святой Земле всё самое важное близко! Мы просто проезжали мимо могилы Великого Святого и Покровителя Москвы! А следующая после Лидды остановка – Иерусалим! Древние стены в лучах вечерних фонарей, узкие улочки Старого города и в глубине Храм Гроба Господня!  

Ум не вмещал, противился объятию такой величины. А душа? Увы, при первой встрече моя душа настолько притихла, что казалось, она молчала.

Мы прошли внутрь Храма и встали в конец довольно длинной, огибающей Кувуклию очереди. Я ощутил себя пустым сосудом, оказавшимся рядом с Источником. Старался отбросить суетные мысли, но взамен мне предложить было совершенно нечего. Так и стоял у величайшей Святыни с чем-то затаённым внутри. О. Димитрий начал читать акафист Воскресению Христову. Очередь почти не двигалась. Всё было рядом, но меня как будто здесь не было.

Кончилось чтение, и наступила какая-то обыденная тишина с тихим гулом большого количества мерно переговаривающихся людей.

И вдруг кто-то из наших запел! И храм начал меняться, потому что мы уже не просто ждали в очереди, но служили. Сначала какое-то время мы не могли состроиться, но вскоре наши голоса выровнялись, окрепли, и святое место наполнилось пением канона Пасхи. К нам вдруг начали подходить люди, чтобы петь вместе. И постепенно очередь вокруг нас обросла теми, кто тоже не хотел просто ждать, умножив наше пение своими, не всегда стройными голосами.

И награда не заставила себя ждать: очередь пошла заметно быстрее, и мы вскоре оказались внутри Гроба Господня! А потом, когда все приложились к камню над местом Воскресения Христова и вышли из Кувуклии...  нас накрыло такой благодатной радостью, с которой, наверное, мы почти не умеем жить так редко она в нас бывает. Радость наполняла души через край и вдруг излилась наружу нашим общим ликующим пением: «Христос воскресе из мертвых…»! Мы пели и пели тропарь Пасхи, и мне уже после, сидя в автобусе, подумалось: наверное, Господь зачастую ограждает нас и от избытка благодати так же, как и от бед. И если это так, то какая же и немощь у нас убогая, что, ладно, скорби, но даже и благодать мы вынести не можем…

На ночлег устраиваться поехали в Иерихон через полстраны, где перепад высот с Иерусалимом составляет целых 900 метров. Пейзажи за окном были похожи на неземные: сопки, пустыня, горы и каменные долины с островками поселения бедуинов. И после этого вдруг город или пальмовые плантации, хотя и с печатью жаркого солнца. И каждый раз, выезжая по утрам из Иерихона к очередной святыне, я не переставал радоваться, что мы родом из России! Страны, где такая богатая, похожая на крайности человеческой души природа с её контрастными временами года. И где живёт так много людей, носящих (или хотя бы пока помнящих) Дух предков – Дух Христов. Какие же мы богатые!

Четыре раза за семь дней мы сподобились быть на Литургии: в Храме Рождества Христова в Вифлееме; на ночной службе на Голгофе; в храме святой Фотинии Самарянки, на месте беседы Спасителя у древнего колодца Иакова в городе Наблус; и в самом древнем из сохранившихся мужских монастырей в Палестине, который был основан в разбойничьей пещере прп. Харитоном Исповедником в 330-х годах первого века. В двух последних местах мы пели Литургию сами.

Невозможно описать всё, что произошло с каждым из нас на Святой Земле. Нет смысла перечислять места, где мы прикасались к Святой истории. Потому что каждое прикосновение, это своё, глубоко личное событие, которое очень сложно выразить и передать. Его можно только пережить и по силам привезти домой полученные там благодатные дары.

 Во многих местах мы пели духовные стихи, акафисты или иные молитвы. Многие из паломников подходили к нам, слушали, и некоторые с умилением благодарили за пение. А однажды было так:

– Вы откуда? – спросил некий человек, слушая рождённый в русской глубинке духовный стих.

– Из России.

Человек отшатнулся, но красота-то тянет... И он внутренне заметался: вроде враги, а красота тянет...

                                                                                Автор: Дмитрий Бутрин

Понедельник, 12 ноября 2018 года