Сайт Московской епархии
Ход строительства

Три года нашему клиросу

На клиросе в юношестве пели такие люди, как Суворов А.В. , Шаляпин Ф.И., Разумовский А. Г., Чехов А. П. и Ломоносов М.В.

В нашем храме на клиросе поют замечательные воцерковленные люди. Их пение услаждает душу, настраивает ее молитвенное состояние, является камертоном для всех верующих во время богослужения.

Более трех лет  усилия Елены Алексеевны и Екатерины направлены на прославление во псалмах и пении Всевышнего и на украшение Дома Божьего.

Благодарим  Вас, наши любимые клирошане, за усердные многолетние труды на ниве церковной.

Молитвенно желаем всем Вам крепости сил, бодрости духа и щедрой помощи свыше в дальнейших трудах во славу Святой Церкви.

Да хранит Вас Господь в добром здравии на Многая лета!

Предлагаем Вашему вниманию  статью нашего клирошанина Дмитрия Бутрина "Извлекая красоту" о трехлетнем юбилее клироса. 

Нам, клиросу Никольского храма, только три года. И самый главный результат этих лет мы есть! Тогда, в феврале 2014 года нас собрала Елена Алексеевна Краснопевцева, больше известная как собиратель народных традиций, а тогда, Милостью Божией, ставшая собирательницей певчих будущего клироса.

И кто же отозвался на её призыв петь Богу? Мы – самые обычные люди. Среди нас, конечно, есть те, кто знает нотную грамоту, но в большинстве своём, мы люди напрямую с музыкой не связанные: адвокаты и машинисты, бухгалтеры и налоговые работники, водители, инженеры, домохозяйки, почтовые и банковские служащие, риэлторы, пенсионеры, предприниматели... главное, что нас объединило, это возможность послужить Богу.

Недостатки наших способностей и музыкального образования (точнее, его отсутствия) покрываются молитвами настоятеля храма и терпеливым трудом Елены Алексеевны, которая занимается с нами, вкладывая в основу нашего служения, прежде всего, веру, которая, как и многие наши музыкальные способности укрепляется с течением лет.

Работа поставлена на серьёзную основу: репетиции по восемь часов в неделю и домашние задания. Многие едут после работы, издалека еография нашего клироса охватывает десятки километров!); уставшие, голодные, принося в жертву не только своё время и силы, но и внимание близких. И плоды нашего старания, надеемся, слышны. К юбилею настоятеля мы постарались порадовать всех маленьким творческим достижением впервые пели антифоном. Это, несомненно, смогло произойти не только благодаря росту качества, но и количества голосов, которые окрепли, подравнялись по силам, что и позволило разделиться на два хора.

Конечно, у совершенства нет предела и замечательно, что нам всегда есть куда расти, но главное – видеть направление роста.

Я хочу научить вас быть со-творцами, говорит Елена Алексеевна. Можно стать хорошими ремесленниками, повторяя каждый раз одну и ту же внешне безупречную, но закрытую, пустую  форму, но для служения Богу это неприемлемо! Мы должны стать красивыми, но открытыми сосудами, которые захочет наполнить Собою Дух Божий, чтобы Самому творить Себе форму в нас. Конечно, для этого важны и дыхание, и хорошая дикция, и знания гласов (чтобы о них не спотыкаться), но без наполнения сопереживанием каждого произносимого слова, без сопричастности тому, о чём поёшь, к сердцу подступит тоска, потому что оно не творит. Такое пение не радует и надоедает.

В основе Елены Алексеевниного понимания духовной певческой культуры лежит народная традиция, в которой из поколения в поколение передавался духовный код русского народа. Из уст в уста. Этот код нельзя записать на бездушном носителе. Его даже понять нельзя. Он жизнеспособен только в живой человеческой среде, оживотворённой богообщением, где именно Дух творит Себе форму.

Из множества историй, рассказанных нам Еленой Алексеевной, считаю одну наиболее подходящей для приведения здесь.

Отправившись в очередную фольклорную экспедицию, Елена Алексеевна встретила своего знакомого (мир тесен).

Ты?!

Я!

Как жив?!

Слава Богу, а ты?

Да, тоже нормально…

Наговорившись, пошли в деревню искать материал для записи. На месте стали спрашивать, кто может песни напеть, да сказок порассказать. И все, у кого ни спрашивали, вспоминали про одну и ту же бабушку, что живёт на краю деревни.

Правда, так же единодушно говорили они, стара ужо, смогёт ли?

Пришли. Избушка древняя, в землю вросла. Окошки от земли на две ладони.

Матвевна, стучат к ней, гостей принимашь? Послухать тебя хотят. Ты как?

А ежели Степановну позовёте, тогда сладим. Без неё не буду, проговорила в ответ Матвевна, которая по внешнему виду от своего домишки не сильно-то и отличалась. Такая же согбенная, почерневшая от времени.

Позвали Степановну. О чём-то пошушукались меж собой да затянули…

Когда слушавшие очнулись, в слезах да в соплях, то не сразу поняли, где они только что пребывали, на небе или на земле. Уж точно не в этой, вросшей в землю по самые окна избёнке!

Ой, а я и магнитофон на запись включить забыла, проговорила тогда ещё молодой специалист Елена.

­ Я тоже. Как провалился куда, проговорил её спутник. Но после, когда первые нотки сожаления немного улеглись, он вдруг добавил: да и не получилось бы ничего записать.

Это почему же?

Да потому что мы с тобой живых людей слушали, а плёнка, она что только звук передаёт. А здесь другое дело, не просто в звуке. Здесь душа пела. И эти вибрации плёнка пока ещё записывать не научилась…

Я с ним согласилась, рассказывала нам позднее Елена Алексеевна. Такое часто бывает даже на простом выступлении: вживую слышишь одно, а в записи, совсем иные ощущения.

Да и сами мы слышали, как минимум, одну такую запись. Нашу собственную. Когда пели, вроде всем нравилось, а после, слушая запись этого выступления… лучше бы мы её не слышали. Как будто часто́ты некой возвышенной красоты срезались

Поэтому, как я разумею, именно для глубокого, настоящего в пении богообщения и ваяют наши души на клиросе Никольского храма.

Наше сотрудничество друг с другом не ограничивается только певческим служением. Мы общаемся вне церковных стен, выезжаем в паломнические поездки, дружим между собою, обогащаясь опытом и взаимными интересами. Как благодатно бывает обнаруживать в себе радости, которые зиждутся в новых, сокрытых до недавнего времени пространствах жизни!

Многое, и часто самое основное, постигается через преодоление. Кому-то из нас сложно выучить свою нотную партию, кому-то боязно петь ярко и он прячется за голосами остальных, а кто-то наоборот, слишком громок и ему следует научиться сдерживать себя и смиряться, чтобы не выделяться на фоне общего хора. Так, необходимость внешних перемен вынуждает каждого из нас меняться внутренне. А это самый тяжкий труд, требующий колоссальных внутренних ресурсов каждого человека.

Где тонко, там и рвётся. Обнажаются давно забытые внутренние проблемы, психологические зажимы, комплексы, которые стопорят развитие, выплёскиваются наружу слезами, раздражением и обидами, которые, в свою очередь, ставят перед выбором: отказаться от перемен, уйти в глубокую защиту от раздражающих факторов или смириться и довериться Богу. И всё это вынуждает крепче обращаться к Нему за помощью, без которой никак не исправить случившийся внутренний разлад.

 

Вот  так, постепенно, служба за службой, репетиция за репетицией наш Клирос превращается в Крылос, где под крылом теплого молитвенного заступничества наших батюшек, Николая Угодника, всех святых, мы живём: служим, растём, меняемся к лучшему, помогая из хаоса нашего мира извлекать ту красоту, которую растворил в нём Господь!

Воскресенье, 12 февраля 2017 года