Сайт Московской епархии
Ход строительства

Концерт к 1000-летию русского монашеского присутствия на Афоне.

Со вступительной речью выступил настоятель храма протоирей Георгий Болгарский и рассказал о том, что переоценить значение Афона для русской цивилизации, для возникновения феномена Руси, которую народ назовёт Святой, попросту невозможно, а  духовная связь между Афоном и Русью существовала все века. Так же напомнил, что наш прихожанин р.б. Алексий сейчас несет послушание на Афоне.

Затем об основных исторических вехах присутствия русского монашеского присутствия на Афоне рассказали девочки из молодежной группы Воскресной школы.

Вот краткая историческая справка.

В 2016 году исполняется 1000 лет присутствия русского монашества на Афоне. Такая внушительная дата празднуется и в России, и в Греции. Тема русского присутствия на Афоне просто неисчерпаема. Поэтому  кратко коснемся лишь основных её вех. Полуостров Афон находится на северо-востоке Греции, длина его около 60 км, ширина – от 7 до 19 км; высота наивысшей в каскаде горы 2033 м. По преданию, в 49 году от Рождества Христова корабль, на котором плыла Дева Мария, попал в бурю, и его прибило к берегу. Богородица восхитилась красотой Афона и попросила у Господа Бога это место себе в удел. «Да будет место сие удел Твой и сад Твой и рай и пристань спасения желающих спастись», – был Ей ответ. Благодать Божия на Афоне ощущается физически.

Почему именно 1000? Именно 1016 годом датируется документ с подписями игуменов всех монастырей Афона, среди которых есть и такая: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись». Документ фактически доказывает, что русский монастырь существовал на Афоне уже при Владимире Крестителе († 1015), если и не раньше, не при равноапостольной княгине Ольге, которая была крещена в Константинополе патриархом Феофилактом, умершим в 956 году (за три десятка лет до Крещения Руси). Князь Владимир в 988-м и в 989-м годах отправлял свои посольства – соответственно – в Иерусалим и в Константинополь. Полагают, что в составе одного из посольств и был совсем ещё юный будущий преподобный Антоний, который на обратном пути в первый раз попал на Афон.

Древнейший документ, который находится в библиотеке Пантелеимонова монастыря, относится к 1030 году. В этом документе впервые у монастыря Росов появляется имя собственное, обитель именуется: «Богородицы Ксилургу». Ксилургу – «древодел» (плотник). Первые строения на Афоне русские возводили из привычной им древесины, чем и удивляли греков, которые строили из камня. «Богородицы» – обиходное название обители и сокращённое название праздника Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого в Ксилургу освещён и нынешний собор. С ХII века Ксилургу становится скитом Пантелеимонова монастыря.

Афон наряду с Константинополем и Иерусалимом становился центром притяжения русского православия: достаточно упомянуть, что уже к середине XIII века при избрании епископов в некоторых русских епархиях предпочтение отдавалось тем, кто прошёл «испытание» Святой горой. Тогда около города Владимира существовал даже так называемый Святогорский монастырь, получивший своё название от афонской обители. Как справедливо отмечал духовник Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Макарий в статье «Русская лампада на Святой горе», «факт развития именно в этот период представления о земле Русской как об особом уделе Божией Матери, пользующемся особым Её покровительством и милостью, невзирая на разные неисправности и непорядки, свидетельствует о весомом, значимом и глубоко осознанном влиянии Святой горы на духовную жизнь Руси. Это мировоззрение как плод взаимного общения Русской земли и Святой горы словно пктеводитель провело Русь сквозь горнило испытаний и стало особенно близким для русского сердца в эпоху ордынского нашествия, вселяя надежду на Вышнюю милость и прощение» (1, с. 20).

Именно в Руссике в 1196 году принял постриг сербский царевич Растко, вошедший в историю как Савва Сербский – один из самых почитаемых сербских святых, основатель Хиландарского монастыря. В этот период на Афоне русские занимали, по подсчётам историков, третье место по численности после греков и грузин.

Однако последовавший далее период ослабления Руси в эпоху монгольского ига не мог не отразиться на русской обители, оказавшейся без поддержки Руси на грани бедности и запустения. Ощутимую помощь монастырю на протяжении почти двух веков оказывали лишь сербские правители, которые отнюдь не стремились сделать монастырь сербским. Постоянные набеги на Афон самых разных завоевателей разоряли его нещадно. В 1308–1311 годах Святая гора подвергалась опустошительным набегам каталонцев, которые сожгли русский монастырь, уничтожив почти все его рукописи и святыни. В сербской летописи осталось такое свидетельство о разорении Афона: «Страшно было видеть запустение Святой горы, учинённое сопротивными безбожными народами. Ибо турки, ясы и татары, каталонцы и другие , нашедши тогда на Святую гору, много святых храмов предали огню, всё богатство расхитили и пленных отвели в рабство, а которые остались, те помирали лютейшею голодною смертию, и так как не было погребающего их, то звери земные и птицы небесные питались телами их». В 1312 году императору Византии Андронику II Палеологу пришлось издать особый указ, который он для поддержания «честной обители россов, чествуемой во имя святого Пантелеимона», закреплял право «святого русского монастыря» на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики.

В последующем монастырь то вновь набирал силу, то приходил в запустение. Первые Романовы, не жаловали его своим вниманием. При Петре I поступление иноков на Афон из России полностью прекратилось. Дело дошло до того, что, по свидетельству Василия Барского, в 1725 году в обители оставались только четыре насельника – «два от руссов, два от болгаров, игумен болгарин». В 1744 году Барский не нашёл в Руссике уже ни одного русского инока. По его сведениям, в 1735 году запустением воспользовались греческие монахи: «Взяша его во власть свою греки и до днесь обладают». Они упразднили древнее общежитие и ввели «свободную штатную жизнь» с самообеспечением каждого, чем ускорили дальнейший упадок обители. В 1768 году Пантелеимонов монастырь разорился почти окончательно, и греческие монахи оставили его, расселившись по другим обителям.

В 1803 году верховное управление  Афона решило исключить имя русской обители из числа монастырей и продать её земли. Против этого выступил Константинопольский Патриарх Каллиник. Он восстановил в русском монастыре общежитие и поддержал кандидатуру иеромонаха Ксенофонтского монастыря Саввы на место игумена. Возглавив монастырь, Савва сделал очень многое для его возрождения. Проведя четыре года в Константинополе и собирая пожертвования, он, призывая на помощь святого Пантелеимона, вылечил великого драгомана Порты князя Скарлата Каллимаха, и обрёл в его лице богатого покровителя. Уже в 1814 году обитель имела, хотя и в незаконченном виде, соборный храм, келии и другие постройки. Но вскоре грянули новые испытания: убийство князя Каллимаха, смерть Саввы и греческое восстание 1821 года, после подавления которого турецкие солдаты расположились во всех афонских монастырях. Многие монахи покинули тогда свои обители, вернувшись только после 1829 года, когда при посредничестве России между Грецией и Турцией был заключён мирный договор и османские войска ушли с Афона.

Участие России в делах русского монастыря усилилось после 1841 года, когда Николай I выразил ему высочайшее покровительство в разрешении милостынного сбора в России. Преодолевая все преграды, монастырь постепенно разрастался новыми храмами и постройками, оплачивал накопившиеся долги и пополнялся новыми насельниками. В конце XIX века при настоятеле архимандрите Макарии , первом русском настоятеле с 1870 года, монастырь окончательно перешёл в русские руки.Особое внимание Афону уделяли русские государи в ХIХ–ХХ веках. Словно предчувствуя грядущие десятилетия русского безбожия, они торопились побольше сделать для удела Пресвятой Богородицы. Построено и возобновлено было много, и не только в русских обителях. Революция отсекла от Афона поток русских монахов и паломников. Обители с годами оскудевали, приходили в запустение, претерпели пожары, некоторые полностью обезлюдели. Так обезлюдел и был нами утрачен Андреевский скит – крупнейший на Афоне.

Переоценить значение Афона для русской цивилизации, для возникновения феномена Руси, которую народ назовёт Святой, попросту невозможно. Духовная связь между Афоном и Русью существовала все века. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего посещения Афона в июне 2013 года такими словами подвёл итог многовековых связей России и Афона: «Святая гора как место высокого духовного подвига её насельников всегда была особой желанной целью паломничества для православных мужей всего мира. Свидетельством искренней любви нашего народа к святыням Афона служат чудотворные образы Пресвятой Богородицы, просиявшие на этих берегах и глубоко почитаемые по всей Руси.

Потом прихожане посмотрели документальный фильм об Афоне.

В завершении концерта были исполнены паломнические песнопения воспитанницами Воскресной школы при нашем храме. 

 

Суббота, 3 сентября 2016 года