Сайт Московской епархии
Ход строительства

Семинар о.Димитрия Болгарского по актуальным проблемам Православного богослужебного пения «Певческий профессионализм и молитва».

Занятия проходят утром и днем для регентов, а вечером для певчих клироса.  Вниманию  слушателей предлагаются следующие темы: драматургия Всенощного бдения (слово, интонация, молитва, ритм), осмогласие как основной закон богослужебного пения.

Мы стремимся научить певчего мыслить, понимать Богослужебное пение прежде всего, как молитву, а музыку, как язык души, в звуковых, интонационных формах воплощающую непостижимую умом реальность Духа.

Слово Божье, ставшее плотью, никогда не может быть выражено адекватно с помощью человеческих слов. Небо и землю, нетварное и земное, божественное и человеческое на земле объединяет не философия, не теория, не идеология, а только ЛИТУРГИЯ, МОЛИТВА, ПЕНИЕ СЕРДЦА как ГИМН ЛЮБВИ и благодарности.

Музыка, это единственное искусство которое разворачивается во времени, но времени не принадлежит, потому что открывает слушателю иную темпоральность вечности. Ведь музыка только стремится произнести Имя Божие, тогда как церковные песнопения интонационно, благодатно Его являют, то есть актуализируют в мире присутствие Божие.

Древние церковные песнопения – гимны, как и иконы, не имеют подписи автора. Это соборное творение духа церковной общины, объединенное любовью веры. И когда мы поем эти песнопения, происходит чудо - подобно актеру который одалживает свой голос Шекспиру, мы отдаем голос лику святых. Так, псалмопевец не произносит ни одного своего слова - его песнь боговдохновенна, дана ему Тем, кому он возносит молитву: «повем имя Твое братии моей, посреде Церкви воспою Тя» (Пс.21:23), «и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему» (Пс.39:4). Так происходит приобщение человека «НОВОЙ ПЕСНИ» Неба, новой реальности веры, новому языку церковного гимна, пению любящего, вдохновенного и благодарного сердца.


ПРОГРАММА СЕМИНАРА:

I Для регентов с опытом клиросного служения

«Единство певческого профессионализма и молитвы»

 1 день. Вечерня

 1 занятие. Иисусова молитва. Духовное делание смысл богослужения, пения, искусства, жизни.  «Есть только одно истинное «счастье» на земле — пение человеческого сердца». И.Ильин

2 занятие. Неизменяемые песнопения Вечерни. Драматургия, символика, основные принципы исполнения.  СЛОВО, СМЫСЛ, РАЗУМ. Ритм, кантилена, гармония. Методика работы.

 2 день. Осмогласие

1 занятие. История, теория, практика. Освящённое время, литургические круги. Внутреннее содержание, идеи гласов.

2 занятие. Изменяемые части Всенощного бдения. Стихирный и тропарный напевы.  Главные принципы исполнения, работы с системой осмогласия.

 3 день. Утреня

1 занятие. Неизменяемые песнопения Утрени. Драматургия, символика, основные принципы исполнения. Ритм, кантилена, гармония. Методика работы.

2 занятие. Подведение итогов. Единство, целостность пения – молитвы. Певческое исполнение пройденного материала.

 «Есть только одно истинное «счастье» на земле - пение человеческого сердца.

  Если оно поет, то у человека есть почти все; почти, потому что ему остается

  еще позаботиться  о том, чтобы сердце его не разочаровалось  в любимом предмете  и не замолкло».

                                        И.А.Ильин. «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»

 II Для певчих, начинающих

 «Божественная литургия как смысл бытия Церкви, мира, человека»

1 день. Человеческая музыка. Пение сердца. Как заставить звучать голос? Единство пения и молитвы.  

2 день. Изучение песнопений Литургии оглашенных (Антифоны, Приидите поклонимся, Трисвятое, Прокимен, Аллилуарий, Ектении).

3 день. Песнопения Литургии верных (Херувимская песнь, Милость мира, Достойно есть, Отче наш и др.)

В ходе работы семинара предполагается решение в том числе следующих вопросов:

Служение регента и певца.

Богослужебное пение как служение.

Каноничность и церковность пения.

Выразительность в богослужебном пении.

Регент и хоровой дирижер.

Вокальная гигиена. Нагрузки, профилактика заболеваний.

Вокальная техника. Свобода, дыхание, позиция, опора.

Работа над интонацией, тембром, их единение.

Богослужебная драматургия, ритм, архитектоника.

Взаимосвязь клироса и алтаря, регента и священника.

Клирос. Правильная настройка на состояние, молитву–пение.

Распевание хора.

Фразировка, динамика, церковный речитатив.

Работа над СЛОВОМ – дикция артикуляция.

Основные компоненты хоровой звучности (строй, ансамбль, метро-ритм, нюансировка).

Для мужского состава будет проводиться отдельный мастер-класс.

Следующий семинар планируется провести в мае  этого года.

Среда, 17 февраля 2016 года