Сайт Московской епархии
Ход строительства

Экскурсия в музей Отечественной войны 1812 года.

К 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года Исторический музей открыл новый музей. Новый музей – и в этом его уникальность – рассказывает не только о событиях 1812 года, но и о десятилетней предыстории войны, а также последующем периоде переживания и памяти о сражениях с наполеоновской армией. В залах представлено свыше 2000 экспонатов.

Открывает экспозицию панно Генриха Семирадского из храма Христа Спасителя, что символично: ведь храм возвели в память о войне 1812 года. Панно (единственная уцелевшая фреска храма, вывезенная незадолго до взрыва) посвящено Святому благоверному князю Александру Невскому, небесному покровителю российского монарха – Александра I.

В экспозиции  музея представлены награды, униформа, раритетные карты, документы, предметы быта, знамена и нумизматика, снаряжение, живопись и графика. Ни об одной кампании ранее не сохраняли память столь трепетно, как об Отечественной войне 1812 года. Генерал-фельдмаршал М.И.Кутузов, не доживший до конца заграничного похода, писал знакомой помещице, «чтобы берегла память для музея».

Создать музей хотели еще в 1912 году – к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Всем миром начали собирать экспонаты: среди дарителей были члены императорской семьи, потомки героев войны 1812 года… Однако здание было выделено только к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Особо стоит отметить предметы походной церкви императора Александра I – она сопровождала верховного главнокомандующего в 1812–1815 годах. В минуту смертельной опасности Александр I, как и его подданные, искал духовной опоры. К тому же император хорошо осознавал роль православной веры для армии. «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием…», –писал чуть ранее, не склонный к лишним сантиментам,  А.В.Суворов.

Ребята узнали много интересных исторических фактов. Наполеон, например, не был коротышкой, его рост был 169 см.  Чтобы произвести выстрел, солдату русской армии было необходимо выполнить 12 приемов: взять ружье на перевес, открыть затвор, скусить конец бумажного патрона и высыпать немного пороха на полку, зарыть полку, поставить ружье вертикально слева от себя, вытряхнуть остатки пороха в дуло, забить пулю с помощью шомпола (3 действия) и взять ружье «на плечо». Узнали, что во времена наполеоновских войн в Русской армии была введена шинель--это был просто прорыв в военной форме. Зимнее обмундирование! Нигде в мире такого больше не было. Экскурсовод попросил выстроиться всех детей по росту и промаршировать, а в это время рассказала, чем отличается «сено» от «соломы» и зачем они вообще были нужны в русской армии. Так же ребята увидели необыкновенно красивый Литургический набор, заказанный Александром I из золота в честь окончания войны и победы. 10 апреля 1814 года, вскоре после победоносного вступления союзных войск в Париж, настало Светлое Христово Воскресение. Православная Пасха в тот год совпала с католической (что бывает не часто). Мистически настроенный император усмотрел в этом особый знак Провидения. В день Христова Воскресения Александр повелел служить Молебен на площади Согласия в Париже. На этой площади был казнен Людовик XVI. В полдень вокруг импровизированного алтаря встали семь русских священников в богатых облачениях. Государь так описывал это событие князю А.Н. Голицыну: «Всё замолкло, всё внимало!.. Торжественной была эта минута для моего сердца; умилителен и страшен был для меня момент этот. Вот, думал я, по неисповедимой воле Провидения из холодной отчизны Севера привёл я православное моё русское воинство для того, чтобы в земле иноплеменников, столь недавно ещё нагло наступавших на Россию, в их знаменитой столице, на том месте, где пала царственная жертва от буйства народного, принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу. Сыны Севера совершали как бы тризну по короле французском. Русский царь по ритуалу православному всенародно молился вместе со своим народом и тем как бы очищал окровавленное место… Духовное наше торжество в полноте достигнуло своей цели; оно невольно втолкнуло благоговение в самые сердца французские… Русский Государь исполнил обычай православного народа – освящать места совершения злодеяний и народных бедствий».

Мы прикоснулись к нашей истории, увидели свечи, при свете которых Наполеон подписал отречение от престола. С гордостью смотрели на ключи от городов, освобождённых русской армией. Также сохранились ключи от г. Москвы, которые так «долго ждал Наполеон».

С большим интересом познакомились с картинами Верещагина, посвященным войне 1812 года, в хронологическом порядке иллюстрирующие ход войны. Эти картины были  выкуплены и возвращены в Россию.  Особенное и сильное впечатление произвели картина «На большой дороге - отступление, бегство...». Большая дорога, неподвижно стоят по краям ее березы, которые мороз сверху до низу одел плотным инеем. Далеко в стороны раскинулось необозримое поле, и чуть темнеет на горизонте узкая полоска леса. И куда ни кинь взор, везде снег, снег, снег... Тихо кругом, полное безмолвие разлито в воздухе, что-то таинственное и жуткое чудится в нем; не слышно победных криков, не раздается торжественное: «Да здравствует Император!»... Наполеон, закутанный в шубу, в теплой шапке, опираясь на палку, медленно движется по дороге, за ним идет весь его штаб, виднеется карета, в которой Наполеон ехал во все время своего отступления, а дальше позади гвардия. Томительно долго, нескончаемо тянутся часы, не на чем отдохнуть тягостным мыслям, вихрем проносящимся в усталом мозгу,  потому что наступил уже предел сил, не на чем остановить со спокойствием взор, ибо, куда бы ни обратился он, везде перед ним одни лишь скорбные трофеи поражения. Эта страшная, скованная холодом,  дорога отступления в злосчастном походе на Россию затмили собою все победы, когда-либо одержанные Наполеоном. Все, что было когда-то Великой армией, что с радостью в сердце, с неуязвимой храбростью устремлялось вперед и жаждало победы, славы, все полегло костьми, и снег, белый сверкающий снег покрыл, как саваном их смертные останки, необозримые русские поля стали гигантской могилой, в которой они уснули вечным сном. На картине мы видим, что Наполеон буквально идет по трупам и художник Верещагин это старательно  подчеркивает, выводит на первый план, подводя итог всей военной компании французского императора.

После посещения этого музея охватывает чувство гордости героями России. В честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года благодарными потомками было воздвигнуто множество храмов, монастырей и памятников, многие из которых воспитанники Воскресной школы Никольского храма планируют посетить в этом учебном году.

 

Среда, 12 августа 2015 года